Крепежи (перейти к товарам) незаменимы в строительстве и ремонте — они не только скрепляют вместе детали, но и помогают упрочнить несущие конструкции. Поскольку материалы, из которых элементы выполняются, сильно варьируются, варьируется и тип креплений. На выбор также влияют цели установки деталей.
Общепринятая классификация крепежей включает в себя:
Существуют решения, не попадающие ни под одну известную классификацию. Помимо прочего, крепёжные изделия делятся на:
Если говорить об условиях эксплуатации, то некоторые предполагается использовать только в помещениях, а другие идеально подходят для открытого пространства, потому что имеют устойчивость к агрессивным средам. Все эти моменты обязательно нужно учитывать при выборе изделия для своего проекта.
Гвозди (перейти к товарам)— металлические крепежи с острым кончиком и расплющённой шляпкой. В первую очередь они нужны для скрепления деревянных деталей, иногда — композитных и полимерных материалов. Видов гвоздей невероятно много, больше других распространены:
Головки у гвоздей тоже варьируются — бывают плоскими и текстурными, а также коническими для зенковки.
Заклёпки (перейти к товарам) оснащены плоским валом без резьбы — он вставляется в отверстие, и с его помощью скрепляют две и более части какой-либо конструкции. Головки предусмотрены с двух сторон, что предотвращает расслоение изделия. Кроме того, они не дают деталям сдвигаться по оси. Принцип работы у клёпок такой же, как у болта с гайкой, однако болт и гайку можно раскрутить, а клёпка ломается для того, чтобы её снять.
Болты (перейти к товарам) устанавливаются при помощи гайки, отверстие для них не имеет резьбы: крепёж проталкивается внутрь и с обратной стороны затягивается гайкой. Часть болта также не имеет резьбы, что увеличивает прочность изделия к вибрациям и подвижности по сравнению с тем же польнорезьбовым винтом. Головки у болтов бывают полукруглыми и круглыми, потайными, квадратными и шестигранными — любыми. Нередко у них есть подголовники, которые увеличивают прочность крепежа и силу прилегания.
Винты (перейти к товарам) имеют наружную и внутреннюю резьбу, также им зачастую не нужны заранее подготовленные отверстия — они обладают заострённым кончиком. Разделяются на винты по дереву, листовому металлу (перейти к товарам), машинные, установочные без головки, а также стягивающие — это в принципе один из самых прочных представленных на рынке крепёжных изделий. Также существуют саморезы (перейти к товарам), которым не нужно проделывать отверстие для ввинчивания, они прорезают поверхность сами.
Анкеры (перейти к товарам) и дюбели (перейти к товарам) — это разъёмный крепёж из двух частей, шурупа (перейти к товарам) и пластмассовой гильзы. Гильза имеет ту же форму, что и шуруп. При вкручивании она расширяется и прочно врезается в поверхность изнутри — за это отвечают расположенные на её поверхности «шипы». Крепежи разделяются по материалам, с которыми им предстоит работать, и по механизму установки. Существуют распорные, расширительные, винтовые, крылатые, пружинные анкеры, модели с откидной головкой. Все они обеспечивают прочное надёжное крепление.
Гайки (перейти к товарам) используются с болтами, они весьма разнообразны в видах и конфигурациях, но в конечном итоге зависят от типа используемого болта. Важно подбирать их под размер и под особенности резьбы. Бывают гайки стяжными, фланцевыми, шестигранными, с прорезями, квадратными, также существуют контргайки — они используются для того, чтобы упрочнять другие гайки и препятствовать их соскальзыванию.
Шайбы (перейти к товарам) — круглые изделия, которые улучшают блокировку и трение других крепежей. Для повышения фиксации они могут оснащаться зубцами. Видов их много, они используются с гайками и болтами, поэтому должны им соответствовать. Распространены плоские модели, стопорные и структурные, которые особенно востребованы при необходимости выдерживать высокие нагрузки.
При подборе крепежей важно оценивать уровень нагрузки, который изделие способно выдержать, материал изготовления, его устойчивость к агрессивной внешней среде — например, болт для использования дома и для применения в морской отрасли будут сильно отличаться.